Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ЦПМПК) функционирует в составе ГБОУ «Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования».
В своей деятельности специалисты ЦПМПК руководствуются международными документами в области защиты прав детей, детей с инвалидностью, инвалидов, нормативно-правовыми актами в сфере образования, социальной защиты и социального обслуживания Российской Федерации, Донецкой Народной Республики.
Цель деятельности ЦПМПК – своевременное выявление детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовка по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Деятельность ЦПМПК направлена на:
- проведение обследования детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими обучения в образовательной организации (далее – Организация), в целях выявления у них особенностей физического и (или) психического развития и (или) отклонений в поведении;
- подготовку по результатам обследования рекомендаций по организации обучения и воспитания обследуемых, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
- определение рекомендаций по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;
- осуществление учета данных об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, о детях с девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) обследуемых, работникам Организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;
- оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА);
- участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
- координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;
- проведение обследования по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) обследуемых заключения территориальной комиссии;
- мониторинг исполнения Организациями рекомендаций о создании специальных условий для получения образования обучающимися.
Инициировать прохождение обследования в ЦПМПК могут родители (законные представители) или Организация, которую посещает ребёнок, медицинская организация, организации, осуществляющие социальное обслуживание, федеральное учреждение медико-социальной экспертизы, другие организации.
Консультирование, а также комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка проводится в центральной или территориальной ПМПК (Перечень территориальных ПМПК в Донецкой Народной Республике https://cloud.mail.ru/public/Cdro/AG7zVUjyo). В случаях, когда вопрос об определении специальных условий обучения ребенка не может быть решен специалистами территориальной ПМПК, ребенок направляется в ЦПМПК.
Представленное родителем (законным представителем) заключение комиссии является основанием для Организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, для:
- создания специальных условий для получения образования;
- создания условий и (или) специальных условий проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего, среднего общего образования;
- создания условий проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
МАРШРУТИЗАТОР ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОЦЕДУРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ В ЦПМПК
Шаг 1. Подготовка документов
Для проведения обследования ребенка родителям (законным представителям) необходимо подготовить документы, согласно Перечню документов, необходимых для обращения в ЦПМПК.
Перечень документов для ПМПК
- документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) обследуемого, обследуемого в возрасте старше 14 лет (с предъявлением оригинала);
- документ, подтверждающий установление опеки или попечительства (при необходимости) (с предъявлением оригинала);
- свидетельство о рождении обследуемого (для лиц, не достигших 14 лет) или документа, подтверждающего родство заявителя (с предъявлением оригинала);
- направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, других организаций (при наличии);
- постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о направлении на комиссию (при наличии);
- представление психолого-педагогического консилиума организации, осуществляющей образовательную деятельность (специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение обучающегося) (при наличии) (Приложение 3 к Порядку);
- заключение (заключения) ПMПK о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и ИПРА (при наличии):
- медицинское заключение, содержащее информацию о состоянии здоровья обследуемого, результатах медицинских обследований и (или) лечения (Приложение 4 к Порядку); можно скачать https://cloud.mail.ru/public/6Wgr/PYk87exNH
- копии диагностических и (или) контрольных работ обследуемого обучающегося, заверенные руководителем образовательной организации, оригиналы рабочих тетрадей по русскому языку и математике (при наличии), а для детей дошкольного возраста – результаты самостоятельной продуктивной деятельности.
Шаг 2. Запись на обследование в ЦПМПК
Необходимо записаться лично (г.Донецк, ул.Щорса 30, каб. 101-103) или по телефону +7949 497 34 38, где вас проинформируют о дате, времени, месте и порядке проведения обследования.
Шаг 3. Подача документов и диагностическое обследование
В назначенный день необходимо вместе с ребёнком явиться в ЦПМПК, предъявить указанный пакет документов.
Порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в ЦПМПК
Обследование в ЦПМПК проводится в присутствии родителей (законных представителей) индивидуально каждым специалистом или несколькими специалистами одновременно, что определяется психолого-медико-педагогическими показаниями, исключающими возникновение психотравмирующих и неэтичных ситуаций. При установлении потребности обучающегося в создании специальных условий для получения образования ЦПМПК руководствуется результатами комплексной диагностики и входящими медицинскими документами.
Деятельность каждого специалиста ЦПМПК подчинена решению общей диагностической задаче.
Важное значение имеет представление психолого-педагогического консилиума Организации, которое отражает общую ситуацию развития ребенка глазами педагога, характер оказываемой помощи и ее эффективность, а самое главное - чему удалось научить ребенка (в соответствии с программными требованиями) и за какой срок.
Целесообразно предоставление в ЦПМПК рабочих тетрадей ребенка по русскому (родному) языку и математике: для выполнения домашней работы, для контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений). Проверенные тетради/работы предоставляются с целью проведения специалистами детализированного изучения результатов учебной деятельности ребенка.
Основная задача учителя-дефектолога на заседании комиссии - определить зону актуального и зону ближайшего развития ребенка. Анализируя тетради ребенка, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их в процессе диагностики. Также предоставление тетрадей позволяет учителю-дефектологу и учителю-логопеду проанализировать различные виды письменной деятельности.
Учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.
Педагог-психолог оценивает поведение, характер деятельности, особенности коммуникации, зрительный и слуховой гнозис, развитие высших психических функций.
В случае наличия нарушения слуха важно наличие аудиограммы, нарушение зрения - заключение врача-офтальмолога о состоянии зрения с коррекцией.
Анализ представленных документов, объективные выводы по результатам диагностических обследований в дальнейшем будут являться основанием для принятия решения и оформления заключения ЦПМПК.
В некоторых случаях комиссия может принять решении о медицинском дообследовании.
В случае прохождения обследования в территориальной ПМПК и не согласия с её решением, родители (законные представители) имеют право обратиться в ЦПМПК. Так же и территориальная ПМПК в сложных диагностических случаях может рекомендовать консультирование в ЦПМПК.
Шаг 4. Определение образовательного маршрута и подготовка Заключения
ЦПМПК устанавливает статус «обучающийся с ОВЗ» и потребность в создании специальных условий для получения образования.
При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенку рекомендуется образовательная программа дошкольного образования (далее - ОП ДО), начального общего образования (далее - НОО), основного общего образования (далее - ООО) или среднего общего образования (далее - СОО). При выводе о наличии особенностей развития, квалифицируемых как ОВЗ, ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей - адаптированной. Такая образовательная программа далее будет обозначаться как АООП с уточнением варианта (для детей школьного возраста), основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.
Варианты АООП конкретизируют условия получения образования и определяются в соответствии с ГОС НОО ОВЗ и ГОС О УО (ИН).
ОП/вариант АООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестических сведений, представления психолого-педагогического консилиума организации, осуществляющей образовательную деятельность (специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение обучающегося), общей оценки социальной ситуации развития.
По результатам обследования коллегиально составляется Заключение комиссии, бланк которого утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.03.2025 № 120.
Заключение о создании специальных условий для получения образования представляет собой обоснованные выводы о наличии (отсутствии) у ребенка ограниченных возможностей здоровья, особенностей в физическом и (или) психическом развитии, отклонений в поведении и необходимость (отсутствие необходимости) в создании специальных условий для получения образования.
Родитель (законный представитель) после ознакомления с Заключением отмечает в части, предназначенной для родителей (законных представителей), отсутствие претензий к процедуре обследования и получение заключения.
Составляется Заключение ЦПМПК в двух экземплярах. Один экземпляр Заключения ЦПМПК (оригинал) выдается родителям (законным представителям) непосредственно в день оформления Заключения ЦПМПК под подпись, а второй экземпляр (оригинал) хранится в личном деле обследуемого.
Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) рекомендательный характер. Специалисты ЦПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию, однако должны проинформировать родителей (законных представителей) о возможностях удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка в Организациях Донецкой Народной Республики всех типов и форм собственности. Перечень образовательных организаций, оказывающих коррекционную помощь детям с ОВЗ http://mondnr.ru/oo-spetsialnoe-obrazovanie
Родители (законные представители) могут предоставить Заключение ЦПМПК в Организацию в течение календарного года с момента его выдачи.
Заключение ЦПМПК определяет основную стратегию помощи ребенку. ППк ОО разрабатывает план работы с обучающимся в соответствии с рекомендациями ЦПМПК, конкретизирует содержательную часть психолого-педагогической помощи, разрабатывает конкретные коррекционно-развивающие программы, устанавливает условный диагностический период в течении которого специалисты ППк ОО наблюдают за динамикой развития ребенка (положительной, отрицательной, волнообразной) и инициирует при необходимости повторное обращение в ЦПМПК.